Архив Коммандера - Главная
Архив Коммандера - НадЗемельные отчеты

Тема:     "Атака-22"
Предмет:  Отчет по выезду на Южный Буг.
Сроки:    22.08.2004 ~5:00 - 24.08.2004 19:30

"Мы сюда кататься приехали или пить водку под тентом?"

(с) Тимофей

Когда "на свинцовом кате, в свинцовой воде, под свинцовым небом" уходя в воду по пояс после очередного порога замечаешь впереди несколько еще больших порогов, которые как компания огромных щенков тузят друг друга, причем плывущий к ним кат смотрится на этом фоне лакомой косточкой, это... производит впечатление.

Все началось традиционно. После 14-го июля, в поисках подходящей палатки, я ненадолго заглянул в ильичевский клуб "Румб". Найдя там сэра Анатолия Алексеевича Кушнира (бессменного руководителя "Румба" и имхо - наиболее компетентного в своей области человека) я заказал через него мироновскую палатку и заодно поинтересовался его планами на лето. Узнав, что в конце августа он собирается организовывать выезд на Южный Буг, я немедленно изъявил желание там побывать. Еще я поинтересовался - можно ли будет взять с собой еще двух-трех одесситов. Анатолий Алексеевич не возражал.

Вернувшись в Одессу я связался с Юрой Никифоровым, который поддержал идею. Тут же, от Юры я позвонил Дэну, который в ответ на предложение "поплавать по Бугу на катамаранах" вежливо поинтересовался - чем именно мы обкурились?

Июль и начало августа прошли в разнообразных делах, не имеющих отношения к описываемому выезду. А примерно с середины августа у меня началась полоса Буйства Законов Мерфи. Эдакий Мерфологический Шторм. Палатка, на которую я рассчитывал прибыла аккурат к началу выезда. Это было раз.

Когда палатка наконец прибыла, выяснилась, что она пришла без стоек. Это было два. Я воспринял это как первый сигнал о начале шторма - нужно было крепить грузы, зарифить паруса и выбросить плавучий якорь.

Дома я застал Дэна и Шамана, которые независимо друг от друга пересеклись у дверей моей квартиры и по логике Шторма ждали меня уже целый час. Мы осмотрели палатку, Дэн предложил взять к ней стойки от своей НАТОвской палатки (честно говоря я рассчитывал на них с самого начала), мы договорились, что через день пересечемся и попробуем их еще раз.

По дороге домой, в профилактических целях, я перечислил Дэну какие именно неприятности нас ждут во время выезда. Более 90% я угадал. Но поскольку мы знали о них заранее и были готовы к ним морально, физически и запаслись специальным снаряжением - они хотя и случились существенного вреда не нанесли. Мораль - Прикладная Мерфология(tm) дорогого стоит.

Оставшиеся до выезда дни были заняты планированием, подгонкой снаряжения, выравниванием хвостов и прочими необходимыми предпоходными хлопотами. Мы укомплектовали палатку стойками и еще раз перечислили (на этот раз - Юре) перечень ждущих нас неприятностей. Заодно я добился от Кушнира получасовой "буферной закладки" в расписание поездок на тот случай, если мы опоздаем в Ильичевск из Одессы.

Утром ко мне зашел Юра и мы вместе пешком пересекли Одессу дойдя до ж/д вокзала. Там нас встретили Дэн и огромная толпа штурмующая маршрутки. Что и следовало доказать. У меня был предусмотрен запасной вариант, но он не понадобился. Закон Подлости осознал что ему ничего не светит в любом случае и сдался - мы уехали на второй маршрутке, обманным маневром просочившись внутрь.

Доехав до Ильичевского клуба, мы выгрузились и дождались автобуса с основной командой. Далее последовала загрузка всего необходимого в автобус. В том числе "сакрального зонтика" Анатолия Алексеевича. Наконец, все было погруженно-упакованно-распределено по местам и мы отчалили.

Дорогой мы с Феем развлекались беседами на возвышенные темы (литература, музыка, искусство и политика - именно так этот разговор войдет в анналы истории. я особо позабочусь об этом). Потом автобус сломался. Как это и было предсказанно парой дней раньше. Рядом с обочиной, густо поросшей коноплей. Пока водитель чинил транспортное средство и вызванивал кого-то по сотовому телефону с просьбой подвезти запчасти мы имели удовольствие наблюдать за разнообразной дорожной техникой по другую сторону дороги. В частности - там было нечно большое, желтое и с оранжевой мигалкой, жутко напоминающее Construction Yard из Дюны. Наконец, автобус починили и мы поехали дальше.

Еще в автобусе Анатолий Алексеевич навел порядок ("у нас демократия! то есть будем делать то, что я скажу"), дал каждому расписаться в журнале по соблюдению техники безопасности и распределил должности завхоза и ответственных за катамараны. Олмеру (а следовательно и нашей команде) традиционно достался серо-свинцовый (по цвету разумеется) катамаран, старая лошадка, с которой я был знаком еще по Турнчукским слетам. По сему недоразумений с организацией биваков не возникло - мы стали отдельным табором.

Мы начали ставить нашу изумрудно-зеленую "снежинку", когда некоторые несознательные личности (не будем указывать пальцами) осмотрев ее пришли в ужас и решили что три человека в ней не уместятся ни за что. В дальнейшем это не подтвердилось практикой. Но в тот момент вопли произвели впечатление на Дэна и Юру. Они, как мне показалось, слегка оторопели и ощутили некие Роковые Предчувствия По Поводу Предстоящей Ночевки, однако мужественно согласились что ночевать в палатке так или иначе придется. Правда Юра еще долго сомневался в прочности палатки как таковой (парашютка действительно при всех своих достоинствах не выглядит прочным сооружением, особенно изнутри).

На самом деле - это все, конечно, предрассудки. Народ привык к огромному желтому "ангар-буруну" - милой доброй брезентовой палатке, которая помимо неоспоримых достоинств еще и дорога нам всем, как память. Я, кстати, первым кину камень в того, кто скажет, что наш старый, испытанный десятками путешествий "ангар-бурун" - плохая палатка, но... Но для автономных полевых выходов она приспособлена плохо, увы. В основном по причине ее тяжести.

Еще одной проблемой для меня стала попытка объяснить Дэну (Юра был согласен с любым вариантом) почему в нормальной походной палатке спят головой к выходу а не наооборот. По-моему его убедили не столько мои аргументы, сколько карманы для всяческих мелочей пришитые со стороны входа.

Разбивка палатки. В кадре - Юра и я. Желтая палатка справа - Ангар-бурун

Как бы то ни было, мы поставили палатку. Чужие стойки оказались коротковаты, но мы решили эту проблему (еще один плюс палаток "старой школы" - их гибкость и неприхотливость. Попробовал бы кто-нибудь поставить купольную палатку без каркаса или со сломанной дугой! А для "памирки" достаточно двух деревьев или прямых стоек из любого подручного материала). Тент был сделан "с запасом". Из оставшегося "хвоста" я по идее, подкинутой Кушниром еще в июле, соорудил тамбур (официально такая штука называется "грузовым бункером") позади палатки. Говоря нормальным языком, я растянул "хвост" вдоль растяжки так, чтобы образовался козырек, под которым были сложены рюкзаки и организована "зона хаоса".

Одесситы решили готовить чай на примусе (они еще не привыкли к режиму "общего котла" на подобных слетах, так что им это вполне простительно), а остальные занялись сборкой катов (я немного задержался с палаткой и успел как раз к концу этого увлекательного процесса). Вместе с Кушниром мы отправились на осмотр порогов.

До ужина мы успели один раз прокатиться (я шел пассажиром) и распробовать "Интеграл". В целом день прошел комфортно - было жарко, вода была теплой и распаковав в бункере куртку от гидрокостюма я невольно задался вопросом - зачем собственно было тащить с собой этот груз? С прохождением "Интеграла" был связан еще один забавный эпизод. Тот авиационный спасжилет, который я привез из дому, как выяснилось "был в деле" и успел пропитаться аварийным флуоресцентом. В высохшем состоянии это было незаметно, но стоило окунуть его в воду - вокруг поплыли красивые зеленоватые флуоресцирующие облака.

Ужинали не только мы, но и нами. Комаров слетелось достаточно много и ужинавшие туристы периодически убегали к своим палаткам, чтобы сменить шорты на что-нибудь более закрытое. У меня на этот случай был припасен накомарник, позволивший себя чувствовать более комфортно и наслаждаться в равной степени ужином, рассказами Кушнира и зарницами, полыхавшими за горизонтом.

Вечером к нам под палатку заполз светлячок. Дэн и Юра устроили ночное фотосафари и таки умудрились его сфотографировать.

Я, кстати, просто влюбился в тубус. Для тех кто не в курсе: тубус - это большая матерчатая труба, которая служит входом в палатку вместо традиционного разреза застегивающегося на молнию или на ленточные петли. В развязанном состоянии такая штука свободно свисает вниз, перекрывая вход в палатку всяческой крылатой кровососущей нечисти. Кроме того, вместе с человеком в палатку просачивается не больше одного комара за раз (к нам не просочилось вообще ни одного). Закрывать палатку, кстати, тоже предельно просто - вместо возни с застежками одним движением затянуть тубус и завязать его шнуром.

Ночь прошла спокойно - комаров внутри не было, палатка оказалась хорошо "дышащей" и не пропускающей ветра. Тент все-таки немного просел и конденсат на нем чуть-чуть намочил потолок. После того, как я поправил растяжки все пришло в норму. Потолок просох в течении получаса еще ночью.

Утром, после завтрака, мы с Дэном и Юрой во время мытья посуды оказались невольными свидетелями забавной сцены. Маленькие юркие рыбки, собрались на мелководье и с жадностью завзятых пираний набросились на остатки макарон с тарелки Дэна. То что макароны были политы острым кетчупом их по-видимому совсем не смущало. Судя по всему они знают места мытья посуды лучше чем сами туристы. Тем и живут.

Ожидая пока вернется отряд посланный в набег за арбузами, подкачали кат и перевязали лопнувшие предыдущим днем завязки. Когда отряд вернулся из набега (с пустыми руками - арбузы обнаружены не были. Кадзи - тоже) мы спустили кат на воду и тут появился Кушнир со спецзаданием для нас. Одна из групп по соседству с нами "потерялась", поэтому мы взяли на борт пассажиров и отправились на ее поиски на соседний берег. Мы с Юрой заняли места передних гребцов. Я с удовольствием убедился, что грести не разучился (у меня был довольно большой опыт плаванья в спокойной воде), хотя и привык брать свое не мышцами, а техникой. Об ощущениях впереди сидящего гребца - позже. Благополучно завершив миссию по поиску группы (поисками занимался в основном Тимофей, пока Антон демонстрировал нам местные достопримечательности) мы еще несколько раз спустились по порогам, пока нас не прервал обед.

Еще до обеда погода испортилась. Начался ливень. Мы все собрались в "ангар-буруне", делясь впечатлениями дня, ожидая обеда и рассматривая снимки и ролик, отснятые фотоаппаратом Дэна. Дождь не утихал. Плюнув наконец на все я выбрался из палатки и добравшись до бункера надел свое старое пончо. Практически сразу дождь закончился. Вернувшись в "ангар" я услышал ехидный комментарий, что для полноты картины мне не хватает полиэтиленового сомбреро. Тем не менее. Мы сбегали на центральную поляну за обедом. Снова пошел дождь. На этот раз в режиме "лайт". Наша палатка выдержала его вполне достойно оставшись полностью сухой (в том числе и все то, что лежало в бункере).

После обеда Дэн и Юра устроили показательный тур в МТГ. Потом к ним присоединился я. Дождь практически прекратился, но похолодало, а небо все еще было затянуто свинцовыми тучами. На мой вопрос о том - пойдем ли мы еще в пороги народ отвечал утвердительно, но как-то вяло. В конце-концов я все-таки расшевелил народ. Мой авантюрный порыв был поддержан Тимофеем, произнесшим афористичную фразу из эпиграфа. Мы выбрались наружу.

Следующие пятнадцать минут поляну с палатками оглашали стоны и стенания людей, одевающих мокрое снаряжение, успевшее остынуть. Я понял, что не ошибся, захватив из дому свою гидру. "Прикладная Мерфология..." и далее по тексту.

В сложившихся погодных условиях наша затея все-таки выглядела, авантюрой слегка отдающей безумием. В связи с чем я вспомнил, что одна из морских разновидностей японских камикадзэ называлась "фукурю" - "Драконы Счастья". Именно их упоминает Тимофей в том ролике, где мы несем кат к берегу. Кроме меня на авантюру решились Тимофей, Дэн и Антон. Вчетвером в импровизированном, сочиненном на скорую руку, снаряжении мы смотрелись чертовски колоритно. Было что-то общее у нашей четверки с пиратской абордажной командой.

Драконы счастья :) Дэн, Ваш покорный слуга, Сашкин (нелегально попавший в историю :), Антон, Тимофей

Как раз в этот острый момент пришел Кушнир и сказал, что у него есть еще два человека, которые не катались на катах и которых можно взять с собой. Мы согласились Одним из этих двух человеков была девушка. Мы были в общем-то не против, однако узнав что ей предстоит идити с нами в пороги, девушка ужаснулась такой перспективе и решила остаться на берегу. Ее видно на том ролике, где мы несем кат. Когда мы отчаливали (вокруг не было ни души - сумасшедших вроде нас больше не нашлось) девушка с сочувствием смотрела нам вслед с берега. Свинцовое небо, свинцовая вода, свинцовый катамаран... для полноты картины не хватало только Вагнеровского "Полета Валькирий" звучащего за кадром.

Без особых затей, по команде Антона мы устремились в пороги. Катамаран оказался недокачаным, поэтому в порогах он нырял так, что мы с Дэном "купались" по пояс. В целом такой спуск по порогам производит незабываемое впечатление. Особенно на сидящих впереди.

Представьте - работая веслом, Вы несетесь вниз по реке. Внезапно впереди возникает полоса подозрительно спокойной воды, обрывающаяся бурлящим валом "бочки". Причем кат по достоверно известным только ему одному причинам вознамерился войти туда бортом, а не носом, как полагается всем порядочным катамаранам. В последний момент железная воля рулевого напоминает кату о его обязанностях и он влетает на порог все-таки правильно. Для начала Вас поднимает высоко над водой. Дыхание у Вас перехватывает. Потом со всего маху опускает обратно, обеспечивая Вам ощущения которые переживает пассажир самолета, попавшего в воздушную яму. И в финале Вы окунаетесь в бурляющую воду по самые подмышки. Кат ходит ходуном, изгибась и как норовистая лошадь, пытаясь скинуть Вас в воду. Когда гондола ката наконец появляется из-под воды, Вы замечаете прямо по курсу целую стаю волн в ваш рост высотой, с азартом пытающихся захлестнуть друг-друга. Вот тут как раз наступает время подумать о том, что телевизор совсем не передает ощущений человека оказвшегося в такой переделке, что жизнь - все-таки чертовски прекрасна и у Вас напрочь отсутствует желание проверять есть ли она после смерти прямо в данный момент, что... но времени на это все нет. Времени нет даже на то чтобы испугаться. Только вперед! Вы опускаете весло в воду и с боевым кличем ("Грррррееееебеееем!!!") устремляетесь вперед, навстречу еще оболее внушительным сюрпризам и впечатлениям.

Греееебем!

Так это выглядело. От плаванья в тихой воде отличается примерно так же, как плаванье в бассейне отличается от плаванья в пятибальное волнение в море.

После первого прохождения выяснилось, что мы шли со слишком большой скоростью и умудрились обогнать фотографа (сработал третий закон фотосъемки "В самый благоприятный момент для съемки фотоаппарат находится в самом недоступном месте"). Кроме того, в азарте я забыл надеть спас и снять часы (к счастью - водонепронецаемые). Исправив эту ошибку и подкачав кат (катание на слабонакачанном катамаране все-таки чересчур волнительная штука) мы снова пошли в пороги. На этот раз мы окончательно уверились в своих силах и плавали по исключительно бурным местам. Было чертовски интересно. Появились еще несколько сумасшедших вдохновленных нашим примером.

Под конец нам с Дэном доверили порулить катом. Я поинтересовался у Тимофея - куда править? Он ответил - "там где самое бурное место", "понял," - ответил я. Прикинув предстоящий маршрут я намеренно сел слева - с расчетом взять на себя управление на наиболее критичных участках. Сначала получилось не очень удачно. На нас обоих посыпалось обилие всяческих команд и советов, что не могло не сбить с толку, а заодно напомнило мне старый анекдот. Дэн среди этого шума пытался мне объяснить что кат некоторое время после поворота сохраняет инерцию, а я пытался объяснить ему что делаю на это скидку.

В конце концов, мы разобрались.

Я вспомнил метод использовавшийся Олмером и перевел Дэна в режим двух команд ("Право!" и "Харэ!"). Хотя Сашкин долго шутил на счет того, что я изобрел новую команду, мы без особых происшествий прошли пороги, притормозили, когда выпал Тимофей и точно зачалились. Вполне прилично для новичков. Особенно по сравнению со следующим днем (когда мы пару раз входили в порог не то что боком - кормой и умудрились-таки близко познакомиться с обитавшем неподалеку камнем).

От наших экзерциций нас отвлекло только то, что нас назначили дежурными в этот вечер (конечно же, практически единственную команду, которая решилась высунуть наружу нос, нужно назначить на дежурство).

Варку каши и загадочный ритуал очищения палочек, зафиксированный фотографом я оставлю устным преданиям. Замечу только, что сваренную нами кашу ели два дня (по какой-то причине следующие по дежурству группы как-то не так справлялись со своими обязанностями).

Под вечер поднялся порывистый ветер, а после полуночи снова пошел дождь. Причем на этот раз - полноформатный ливень. И снова наша палатка с честью вышла из испытаний. Зато в "ангаре" забыли закрыть форточку. Со всеми вытекающими в фигуральном и буквальном смысле последствиями.

Утром мы позавтракали вчерашней кашей и снова пошли в пороги. На этот раз нас было шестеро (воспользовавшись отсутствием желания остальных идти в пороги мы реквизировали с соседних катов недостающее снаряжение - весла и спасы). Соответственно, было на порядок интереснее. В частности я умудрился выпасть два раза. Причем оба при зачаливании - от резких поворотов ката. Ощущения - незабываемые. Только ты сидел с веслом в руках и вот - уже в полуметре под рыже-зеленым слоем воды, в которой где-то вверху видно светлое небо и силуэт ката, висящий над головой.

Мы катались до тех пор пока не пришло время собирать палатки и сушить кат. Как и все хорошее эта поездка уже подходила к концу. Перекусив, мы собрали вещи и отправились в обратный путь. Некоторые приключения ждали нас в самом конце, поскольку мы (я, Олмер с Полиной и одесситы) вышли не в Ильичевске, а у трех столбов, чтобы сократить дорогу. Но когда и они подошли к концу я почувствовал знакомый укол грусти. Моя персональная "кесонная болезнь" которая иногда накатывает на меня после закончившегося путешествия - ощущение закончившихся Приключений и легкое нежелание возвращаться обратно к "серым будням быта"(с)Антон.

В целом все прошло гораздо удачнее, чем я мог рассчитывать. Своих планы - поплавать по бурной воде и обкатать в поле новую палатку я выполнил полностью. Экстрим второго дня с плаваньем в непогоду получился приятным бонусом. Кроме всего прочего я традиционно испытал в поле массу новинок тактико-технического творчества, в частности - тамбур и вкладыш в спальник, который мне посоветовал сделать Кушнир. И то и другое оправдало себя на все сто. Мы видели массу интересного, общались с кучей народа и старых знакомых (даже Дэн встретил какого-то знакомого), приобрели новые скиллы.

Вообще же ощущения от данного выезда, лучше всего выразил Юра Никифоров. Мы ждали пока автобус преодолеет размокшую под дождем грунтовку и выедет к нам на шоссе. Юра посмотрел на меня. Вздохнул. И сказал только одно слово: